Средняя группа Сентябрь
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);
- учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
— воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи.
Воспитатель загадывает детям загадки.
- Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
- На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
- Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Воспитатель рассказывает детям о приметах.
Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Воспитатель задает детям вопросы.
- Почему сентябрь называют «златоцветником»?
- Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
- Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо».
Цели:- совершенствовать координацию движений;
- развивать ловкость, пространственную ориентировку.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 2
Наблюдение за цветником
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какими стали цветы на клумбе?
- Почему они завяли?
- Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Трудовая деятельность
Сбор цветов в коробочки.
Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.
Подвижные игры
«Утята», «Птицы и дождь». Цели:
- упражнять в беге, лазании, прыжках;
- воспитывать ловкость, быстроту.
Подвижные игры
«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано». Цели:
- упражнять в бросании и ловле мяча;
- учить ориентировке в пространстве.
Индивидуальная работа
«Собери игрушки».
Цель: развивать внимательность.
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 3
Наблюдение за вороной
Цели:
- расширять знания о вороне;
- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит ворона?
- Чем она питается?
- Зимующая или перелетная эта птица?
- Как ворона кричит?
Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Трудовая деятельность
Сбор семян цветов.
Цель: развивать желание выполнять работу дружно.
Подвижные игры
«Птичка и кошка», «Цветные автомобили».
Цель: учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 4
Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- А знаете, куда мы сейчас пойдем?
- Что растет в огороде?
- Как можно назвать все это одним словом?
- Кто из вас знает загадки про овощи?
- Где растут овощи?
Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Трудовая деятельность
Коллективный труд по сбору урожая овощей.
Цель: учить работать сообща.
Подвижная игра
«Огуречик, огуречик».
Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу;
- улучшать координацию движений, умение придать броску силу
Индивидуальная работа
«Кто дальше бросит?».
Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 5
Наблюдение за воробьем
Цели:
- углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
- активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит воробей?
- Чем он питается?
- Как передвигается?
- Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Трудовая деятельность
Сбор урожая свеклы.
Цели:
- приучать к труду;
- побуждать оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Найди себе пару».
Цель: учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление движения.
«Поймай мяч». Цели:
- продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;
- воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить ходьбе по наклонной доске.
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 6
Наблюдение за березой
Цели:
- продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев; - воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
- О каком дереве говорится в загадке?
- Какой высоты береза?
- Где ствол у березы широкий, а где — узкий?
- Ветки у березы толстые или тонкие?
- А листья можно достать?
- Какого цвета ствол березы?
- Какой ствол у березы?
- Как можно сказать про березку?
- Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Трудовая деятельность
Сбор урожая овощей. Цели:
- приучать коллективно трудиться на участке;
- формировать навыки коллективного труда.
Подвижная игра
«Зайцы и волк». Цели:
- продолжать развивать двигательную активность детей;
- приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа
«Самый быстрый».
Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 7
Наблюдение за собакой
Цели:
- формировать представление о внешнем виде собаки;
- воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
- Как выглядит собака?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.
Трудовая деятельность
Сбор шишек и листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижная игра
«Лохматый пес».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
Индивидуальная работа
Ходьба по короткой и длинной дорожке. Цель: закреплять представления о длине.
Средняя группа Сентябрь
Прогулка 8
Наблюдение за пожарной машиной
Цели:
- расширять знания о роли машин и их механизмах;
- воспитывать любознательность.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами''
- Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?
- Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?
- Почему пожарные работают в касках?
Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на территории.
Цели:
- приучать к чистоте и порядку;
- вызывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Ловишки», «Подбрось — поймай».
Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр.
Индивидуальная работа
Ходьба на носках.
Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.
Источник: интернет-сайт "Инструктивно-методический кабинет"